Россия продлила льготы на импорт овощей и фруктов из Молдовы, что думают об этом отечественные садоводы?

 

             Садоводческие предприятия ЮФО и СКФО крайне обеспокоены решением правительства продлить льготный режим на поставку фруктов из Молдовы до конца 2019 года. В 2018 году Молдавия стала крупнейшим поставщиком яблок в Россию. По данным аналитиков EastFruit, специализирующихся на информации о рынках овощей и фруктов на востоке от Евросоюза, почти 30 процентов от общего импорта яблок в Россию составили именно молдавские, 200 тысяч тонн. Благодаря льготному режиму объем поставок в Россию за январь - май 2019 года существенно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, в частности, поставки яблок выросли с 100 тыс. тонн до 167 тыс. тонн, или на 67%.

             Союз «Садоводы Кубани» представляет садоводческие организации Краснодарского края, которые составляют 40 % общероссийского промышленного производства фруктов. На территории Краснодарского края промышленным производством плодов занимаются 70 крупных и средних хозяйств, а также более 300 субъектов малого предпринимательства (ИП и КФХ, без учета ЛПХ), которые расположены практически во всех муниципальных образованиях края.

             По состоянию на начало 2019 года площадь плодовых и ягодных насаждений в крае составляет 44,8 тысяч гектар, в том числе в плодоносящем возрасте 35,1 тысяч гектар. За период с 2012 по 2018 годы среднегодовое валовое производство плодово-ягодной продукции на территории Краснодарского края в СХО и КФХ увеличилось на 38 %, с 285 тысяч тонн в 2012 году до 393 тысяч тонн в 2018 году. Союз «Садоводы Кубани» взаимодействует с другими регионами, такими как Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Дагестан, Республика Крым и др.

               Существующий природно-климатический и ресурсный потенциалы отрасли плодоводства позволяют увеличить объемы производства качественной плодовой продукции в ЮФО и СКФО, это доказывают цифры, валовый сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, КФХ и ИП, в ЮФО и СКФО РФ составил в 2017г. = 845,63 тыс.тонн, в 2018г.= 1 196,03 тыс.тонн, валовый сбор увеличился на 141,44%.

            Очевидно, что несмотря на ежегодный рост закладки площадей, проблема обеспеченности страны качественными яблоками остается не решенной и требует повышения эффективности и адресности государственной поддержки садоводства. В условиях импортозамещения, при постоянной угрозе политических и экономических санкций, главной задачей сельхозтоваропроизводителей является наращивание собственного конкурентоспособного производства.

                 Однако, сегодня реализация не только дополнительного, но и произведённого урожая затруднительна в силу массированной товарной интервенции на отечественный рынок импортной дешевой плодовой продукции, особенно в периоды её массового предложения отечественными товаропроизводителями.

               В 2018 году оптовые закупочные цены на импортную плодовую продукцию (яблоки) составили 38,58 руб./кг (0,61 $/кг). Себестоимость производства отечественных плодов составила более 32 руб./кг, а средняя оптовая закупочная цена составляла не более 38 руб. за 1 кг. ввиду монопольного положения сетевых ритейлеров на потребительском рынке, при этом розничная цена в супермаркетах составляла более 82 руб./кг.

              Для обеспечения уровня доходности, соответствующего уровню расширенного воспроизводства, оптовая цена реализации у сельхозтоваропроизводителей должна была составлять не менее 52 руб./кг, то есть потери дохода составили в среднем 11 руб./кг или 21%.               Перераспределение прибавочной стоимости происходит в пользу торговой сети, закупающей у сельхозтоваропроизводителей плодовую продукцию по низким оптовым ценам, что, в частности связано с затовариванием рынка импортной плодовой продукцией.

              В то же время импортный товар в подавляющем большинстве выращивается и хранится с применением значительно большего количества пестицидов, нежели яблоки отечественного производителя, что угрожает здоровью нации.

             Неспособность сельхозтоваропроизводителей конкурировать в ценовом сегменте с импортной дешевой плодовой продукцией, имеющей преференции по ценам приобретения основных расходных материалов (СЗР), по более низкой составляющей затрат на оплату труда, так и с таможенной пошлиной в размере 0 рублей, а именно в таких условиях работают производители плодов в Республике Молдова, приводит к стагнации Российского производителя плодовой продукции.

              При этом, нельзя исключить наличие в поставляемой молдавскими предприятиями на российский рынок продукции плодов, произведенных в Украине и Польше. Так же, можно предположить и преднамеренную демпинговую политику рынка, чтобы остановить наметившуюся тенденцию роста производства плодов в РФ, «заморозить» значительные капитальные вложения, сделанные государством и предприятиями в отрасль садоводства.          

             Стоит отметить, что поступающая на отечественный рынок импортная плодовая продукция приводит к уменьшению доходов предприятий, сокращению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, например, налоговые отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды садоводческим предприятием, в среднем составляет 42 тыс.руб./га. Трудится в отрасли не менее 30 000 тыс. человек и каждый дополнительно заложенный гектар сада даёт 0,8 чел. рабочего места.

             В целях защиты внутреннего потребительского рынка, обеспечения продовольственной безопасности страны, необходимо поддержать отечественного производителя фруктов:

1.   Установить пониженную ставку налога на добавленную стоимость на плодово-ягодную продукцию в размере 10%.

2.   В целях защиты внутреннего рынка от некачественной продукции, охраны жизни и здоровья потребителей наделить полномочиями Россельхознадзор, имеющий разветвленную сеть лабораторий, по контролю за безопасностью поступающей плодово-ягодной продукции в части определения остаточного содержания в ней пестицидов и агрохимикатов, а также по аттестации за рубежом мест производства продукции, предназначенной для экспорта в Россию.

3.    Реализовать механизм введения тарифной квоты в отношении яблок, происходящие из третьих стран и ввозимых на территорию Российской Федерации на основе прогнозного баланса спроса и предложения.

 

письмо № 155 от 02.07.2019г. А.В. Гордееву 

           




Перейти к списку