Яблочный проект: Олег Рьянов, генеральный директор ООО «Южные земли»

Беседовал Константин Зорин

Предприятия, десятилетиями лидировавшие в советском промышленном садоводстве, сейчас в основном вовлечены в непростой процесс модернизации и реконструкции, начатый с целью удержания своего лидерства. Но в последние годы в развивающийся быстрыми темпами сектор врываются активные молодые компании. 

Новые участники российского рынка плодово-ягодной продукции уже выходят на плановое плодоношение в достаточно больших объемах. Для этого каждый из них прошел непростой для отечественного сельхозпроизводителя путь. Как рождаются подобные проекты? С какими радостями и трудностями сталкиваются их создатели? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на становление и развитие проектов в промышленном садоводстве? Об этом и многом другом рассказал Олег Рьянов, генеральный директор входящей в агрохолдинг «АФГ Националь» компании «Южные земли».

 

— Как возникла ваша компания?

— С введением антироссийских санкций в 2014 году, когда появились задачи импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности, наш агрохолдинг обратил внимание на промышленное садоводство. Уже тогда было понятно, что направление — высокотехнологичное, и Россия существенно отстает в этом секторе. К этому времени мы имели большой опыт развития производства в других отраслях АПК, например стали одним из лидеров в выращивании риса. Мы видели отличный результат, который дает использование современных технологий и научных разработок. Емкость рынка товарного яблока в России достаточно большая. Выпавшие после введения эмбарго объемы поставок импортной плодовой продукции освободили нишу для отечественных производителей, что сделало данное направление более привлекательным для инвесторов. Уже весной 2015 года мы приступили к реализации проекта и начали собирать команду. Первой выполненной задачей на период с осени 2015 года по весну 2016 года стала закладка 200 га суперинтенсивного яблоневого сада.

— Какова сейчас структура дивизиона «Сады»? Входят ли в него еще какие-то компании?

— Наше предприятие является единственным в ГК «АФГ Националь», специализирующимся на производстве товарного яблока. Недавно в состав акционеров компании «Южные земли» вошел еще один партнер, разделяющий наши взгляды, — ООО «Волга Груп Агро».

— В закладку суперинтенсивных садов вашей компанией уже было инвестировано 4,7 млрд рублей. На что были направлены эти средства?

— Сейчас площадь заложенных нами многолетних насаждений составляет 706 га. Мы готовимся к запуску хранилища на 10 тыс. т в Крымском районе Краснодарского края и приступили к строительству подобного сооружения на 15 тыс. т в Абинском районе. Необходимо понимать, что проект создается с нуля. Компромиссов в области качества в садоводстве быть не может, так как ставится задача получения продукции, соответствующей высоким требованиям торговых сетей и направленной на замещение импорта. Для этого мы должны внедрить в производство современные технологии, которые используются в мире, при условии их адаптации в нашем климате. К сожалению, до сих пор довольно большая доля оборудования и материалов приходится на импортную продукцию, но существуют предприятия, выпускающие в России аналоги необходимых комплектующих. Например, мы сотрудничаем с отечественным производителем шпалерных столбов, качество которых нас устраивает, однако сельхозтехника, в том числе тракторы для работы в суперинтенсивном саду, пока не выпускается в России. В нашем парке имеется садовая модификация машин «Беларус», но она может быть задействована только в первые годы закладки деревьев. Для ухода за насаждениями мы используем агрегаты европейского производства.

При реализации проекта мы кропотливо подходили ко всему, в том числе к выбору земельных участков, делая подробные анализы почвы. Для формирования нашего земельного банка в 2500 га было проверено более 40 тыс. га. Мы тщательно отбирали поставщиков комплектующих и техники с точки зрения того, насколько они отвечают нашим требованиям к качеству и экономике производства. Несмотря на существенный объем инвестиций, можно с уверенностью сказать, что мы ни за что не переплатили. Мы бережно относимся к ресурсам и стараемся найти оптимальное предложение на рынке.

— Какие еще решения применяются в садах?

— Наши яблони нуждаются в поливе, поэтому нам пришлось строить системы по забору воды, насосные станции на реке и оросительных каналах, магистральные линии, а также оснащать все посадки устройствами для капельного орошения. Помимо этого, большая часть садов закрыта противоградовой сеткой, и к следующему лету мы планируем установить ее над всеми насаждениями, в том числе над молодыми деревьями. Такая сетка — дорогостоящее удовольствие, но в этом году мы убедились в целесообразности ее применения, сохранив урожай, поскольку в крае часто шел град. Часть инвестиций мы направляем на строительство хранилищ, оснащенных холодильным оборудованием и вентиляцией, чтобы иметь возможность реализации яблок круглый год. Передовые технологии от наших поставщиков, являющихся лидерами европейского рынка, позволяют сохранять свежесть и качество плодов естественным образом, без применения химии.

— По вашей оценке, какова стоимость закладки одного гектара суперинтенсивного сада в России? Планируется ли расширять производственные площади?

— Сегодня создание многолетних насаждений с нуля и до готовности «под сетку» составляет около 6 млн руб/га без учета хранения. При условии возведения специальных хранилищ данная цифра возрастает до 10 млн руб/га. Несмотря на это мы собираемся расширять площади наших садов до 4000 га. Так, уже сейчас готовится проект закладки следующей очереди на территории в 500 га. При этом темпы закладки новых садов ускоряются, поскольку ранее основная задача заключалась в отработке технологий и формировании профессиональной команды.

— Какие культуры и сорта возделываются в ваших садах?

— Пока мы концентрируемся только на выращивании яблок высших товарных сортов, хотя на будущее прорабатываем возможность развития косточкового направления в целом. При составлении ассортимента мы отталкивались от потребностей рынка и понимания того, насколько регион и климат подходят для производства тех или иных яблок. Для себя определили основные сорта: Голден Делишес, Ред Делишес, Гренни Смит, Гала и Айдаред. При этом у нас существует возможность быстро реагировать на изменение запросов рынка и появление у селекционеров новых разработок, чтобы вводить в ассортимент востребованные в будущем сорта. Одно из главных преимуществ суперинтенсивной технологии — быстрое получение урожая, благодаря чему мы можем видеть результат уже в первый год вегетации. В следующие два года удается получать неплохой сбор яблок, которые поставляются в торговые сети. На пятый год происходит плановый выход на максимальную урожайность.

— Как вы обеспечивали себя посадочным материалом в самом начале работы? Сейчас у вас уже есть собственный питомник?

— Изначально мы понимали, что качество саженцев — одна из важнейших составляющих сада. Мы вложили много сил в поиск поставщиков, проанализировали европейский и российский рынки. В результате около 80% нашего сада было заложено на посадочном материале итальянских производителей. Кроме того, у нас есть один отечественный поставщик — местный питомниковод, и качество его продукции не уступает саженцам некоторых зарубежных компаний. Работа с ним придала нам уверенности в том, что мы тоже можем попробовать себя в питомниководстве. В итоге весной 2017 года мы заложили свой первый питомник и вырастили двухлетний саженец по технологии книп-баум. При хороших погодных условиях данный опыт оказался удачным: мы избежали серьезных ошибок и получили прекрасный результат. Выход посадочного материала в первом питомнике превысил 95%, и более 80 тыс. саженцев было отдано в посадку осенью 2018 года. Подобный успех убедил нас в правильности выбранного направления — сегодня у нас заложена вторая очередь питомника площадью 10 га, откуда следующей осенью планируем получить 220 тыс. единиц посадочного материала.

— Большой ли штат сотрудников в компании? Как решаете проблему дефицита кадров? Кто вошел в вашу первую команду, и в каких специалистах была наибольшая потребность?

— В первую очередь, мы понимали ценность главного агронома, который должен был не только иметь опыт в садоводческой сфере, но и разделять наш подход к работе и стремиться к новым знаниям для адаптации мировых технологий на кубанской земле. Сегодня наш штат включает около 350 человек. Мы активно сотрудничаем с уже зарекомендовавшими себя кадровыми компаниями, предоставляющими сезонных работников, поскольку в периоды пиковых нагрузок, например при уборке урожая, мы дополнительно привлекаем до 500 человек. При этом идет жесткий отбор персонала, ведь у нас достаточно высокие требования к работе, поскольку все недочеты сказываются, прежде всего, на качестве продукции. Мы идем по пути совместного роста: наша компания развивается, и мы хотели бы, чтобы количественно и качественно росли наши сотрудники.

Сегодня действительно существует дефицит профессионалов агрономических, строительных и других узкопрофильных специальностей, что характерно практически для всех аграрных отраслей. Мы формируем свою команду на протяжении уже четырех лет. Сейчас нам стало проще — за эти годы люди убедились в том, что мы серьезная компания, выполняющая свои социальные обязательства. Я считаю, что для специалистов, готовых учиться, работать и брать на себя ответственность, наше предприятие — оптимальный работодатель. Мы ставим перед собой амбициозные планы и успешно реализуем их, используем современные технологии, гордимся уже достигнутыми результатами и получаем за это достойное вознаграждение. Сейчас мы видим, что специалисты, желающие развиваться в данной отрасли, находят нас самостоятельно.

— Какова величина и состав парка техники? Большая ли в нем доля отечественных машин?

— Мы располагаем 320 агрегатами различных типов и 60 тракторами, из которых 12 штук были выпущены ОАО «Минский тракторный завод», остальные — иностранными предприятиями. Наша компания постоянно анализирует рынок, обращая внимание, в первую очередь, на новинки отечественного производства. Следует отметить, что у нас порядка 40% машин, за исключением тракторов, были сделаны в России. В основном они представлены простой техникой: плодовозами, цистернами для полива, газонокосилками и другими. К сожалению, пока российские производители не предлагают высокотехнологичные садовые агрегаты, однако при рассмотрении европейского опыта развития садоводства можно заметить тенденцию: сначала происходит становление отрасли, а затем — сопутствующих секторов. Сельхозмашиностроительные предприятия должны увидеть, что садоводство стабильно развивается, после чего они начнут вкладываться в новые разработки.

— Какие объемы урожая были собраны в предыдущие годы? Ваш прогноз на текущий период? Какие показатели планируются при наступлении полного плодоношения?

— В 2016 году первый сбор составил около 300 т, то есть 1,5 т/га. Для нас этот урожай был важен, конечно, не с точки зрения количества, а с точки зрения понимания, какое получается яблоко, в верном ли направлении мы идем. В 2017 году урожайность составила уже 7–8 т/га, и нам удалось собрать порядка 4000 т продукции. Такой объем позволил начать отрабатывать процессы отгрузки и общаться с потребителями. В прошлом году мы получили уже 10,5 тыс. т яблок, или 26–­27 т/га. Сейчас происходит плановый выход на полное плодоношение, поэтому в текущем году ожидаем получить 15 тыс. т плодов, что позволит продолжить работу по поставке продукции нашим клиентам. Мы активно сотрудничаем с торговыми сетями, и урожаи дают возможность выполнить все наши обязательства в полном объеме. При выходе на полное плодоношение заложенные 706 га садов будут давать более 40 тыс. т яблок, а при достижении проектной мощности закладки в 4000 га — 200–240 тыс. т плодов в год.

— Что происходит с продукцией после сбора урожая? Как она сортируется и где хранится?

— Сейчас мы вводим в эксплуатацию первое фруктохранилище, рассчитанное на 10 тыс. т яблок и оснащенное сортировочной линией, а также начинаем строительство второго склада подобного типа на 15 тыс. т. Оборудование для сортировки подбирается в соответствии с требованиями рынка и торговых сетей к качеству продукции, поэтому оно способно разделять яблоки по калибру, окрасу и степени его насыщенности, наличию повреждений и прочему. Во втором хранилище также будет установлена современная сортировочная линия, проверяющая плоды, в том числе на наличие внутренних повреждений, что даст нам возможность полностью соответствовать самым высоким запросам потребителей. При выборе сортировочного оборудования мы также ориентируемся на текущее состояние рынка, возможность компаний-производителей предложить нам передовые технологии и, что самое важное, качественное обслуживание и сервис. Стать нашими партнерами очень непросто, а продолжить сотрудничество еще сложнее.

— Как реализуются собранные плоды? Есть ли у вас собственная переработка?

— Мы работаем как с торговыми сетями, так и с крупными оптовыми компаниями. Наши планы по увеличению объемов производства достаточно амбициозны, поэтому мы отрабатываем все каналы сбыта. На переработку отправляем незначительный объем продукции, ведь, прежде всего, мы ориентированы на выращивание высококачественного товарного яблока. 

— У некоторых предприятий вхождение в торговые сети вызывает трудности из-за требований последних. Были ли у вас какие-то проблемы с этим?

— Нам помогло то, что мы изначально ориентировались на самые жесткие требования ретейла, которые во многом сравнялись с особенностями приема плодовой продукции европейскими розничными магазинами. Мы ведем конструктивный диалог со всеми сетями, и проблем с продажами яблок первого и высшего сортов не испытываем. На самом деле все просто: для работы с ретейлом необходимы собственные хранение и сортировка, которые являются неотъемлемой частью современного предприятия. Также в последние годы отмечается тенденция разворота торговых сетей в сторону отечественных производителей.

— Какие три главных достижения компании на данный момент можете отметить?

— Первая победа — команда, которую мы собрали. Если в 2015 году существовали сомнения в том, удастся ли нам реализовать свои планы, то сейчас наши сотрудники готовы вкладываться в производство на все 100%. Второе достижение — успешная закладка 706 га суперинтенсивного сада в сжатые сроки. Отдельно можно отметить качество того яблока, которое мы производим, и уверенность в нем. Потребители в магазинах могут разделить с нами эту радость — в текущем году мы запускаем собственный бренд «Прекраснодар», под которым будет продаваться наша продукция. Такое решение сделает наши яблоки узнаваемыми, а также позволит покупателям увидеть и почувствовать качественную разницу в сравнении с другими производителями.

— Какими были три самых больших проблемы, и как их решили?

— В момент вхождения в промышленное садоводство наибольшей трудностью стало преодоление сомнений. Мы знали, как отстало развитие отрасли в России от европейских и других стран, поэтому испытывали определенные опасения. Побороть их нам помогли наши акционеры, которые поверили в проект и вместе с нами прошли непростой путь его реализации. Без этой поддержки мы, скорее всего, поддались бы всеобщему пессимизму и никуда не сдвинулись. На каждом этапе нас сопровождали сложности: отсутствие отечественных комплектующих, сжатые сроки решения задач и так далее. Но мы провели серьезную работу, чтобы избежать многих ошибок, и внимательно изучили опыт других предприятий. Могу смело сказать, что именно последовательное преодоление трудностей и вера в успех позволили нам прийти к хорошим результатам.

ИСТОЧНИК: Журнал Агробизнес




Перейти к списку